Психолог Андрей Кашкаров рассказал, как бороться с детской агрессией

09.08.2023 19:55

В зависимости от возраста ребенка и конкретных поведенческих проявлений можно ограничить детскую агрессию и создать условия при которых она перестанет быть ребенку (следовательно, и вам) выгодной.

Для этого надо понять, что ребенок не размышляет об агрессии или как называют на профессиональном сленге «девиантным поведением» постоянно и даже регулярно.

Это привычная, подчас неосознаваемая вполне, реакция ребенка на те или иные воздействий – иногда оперативная, иногда отложенная во времени и с накопительным эффектом – в зависимости от характерных черт человека; но всегда она так или иначе у размышляющего и чувствующего живого организма проявляется

Тут нет ничего нового, и даже ничего особенно опасного – если ситуацию не запустить. Бороться с детской агрессией в принципе не нужно, потому, что «поздно» - считает психолог Андрей Кашкаров.

Да, можно говорить о том, чтобы не допускать избыточного нарциссизма, наглости со стороны ребенка по отношению к вам.

ребенок
Фото: Pixabay

Но характер ребенка в основном сформировался после 3-х лет, и можно лишь что-то терпеть, создавать зависимость, как-то мотивировать «его терпение», но все равно поведенческие проявления вы будете ощущать, и чем больше у ребенка сил, тем больше и глубже.

Это и есть так называемая проблема «отцов и детей», описанная многократно, в том числе – хорошо в классической литературе.

Кроме того, надо понимать, что агрессивные поведенческие проявления могут быть намеренными (продуманными) и неосознаваемыми. От этого и разные методу их купирования.

Поэтому проблема не нова, но имеет существенные характерные признаки, связанные с влиянием на людей нового времени и обстоятельств.

Современный ребенок привык к доступности информации, и некоторые утверждения, что выключенный внезапно интернет подобен погасшему свету (или светильнику) в темноте, вполне себе справедливо.

Даже заголовки статей в гипер информационный век (а будет – еще хуже в этой части) читают «по диагонали», то есть пробегая глазами слова заголовка, и, если они «не цепляют», не заинтересовывают – люди переходят к следующему (заголовку).

Примерно того же свойства потребность к просмотру коротких видеороликов продолжительностью 1-3 минуты. А там чего только нет – все это «обучающий контент», влияющий на поведение ребенка. И в комплексе причин девиантного поведения ребенка – его нарциссические требования.

Давайте рассмотрим такой кейс. За столом собралась семья со старшими родственниками во главе и с участием детей 3-10 лет.

Бабушка, не купившая «вовремя» девочке требуемый подарок (просто так, не в день рождения) подносит ко рту кружку с чаем, а 6 летний ребенок бьет снизу по руке с кружкой, и в связи с эффектом неожиданности содержимое проливается на стол.

Это ответная, отложенная и подчас неосознаваемая агрессия ребенка по отношению к старшему родственнику, взрослые могут применить даже оценочное слово «месть», но оно не будет соответствовать действительности.

Потому, что реакция ребенка не осознаваема. Это пример такой своеобразной агрессии. Но в чем же причины – если ни дома, ни в детском саду (возможно), ребенок не видел такого примера?

А пример поведения дает подчас бесконтрольный просмотр «видосиков», где пранкеры показывают разные подобные «приколы». Причем подросток более-менее понимает неуместность повторения «примеров» в конкретной ситуации. А детсадовец еще – нет.

Отчасти по той же причине дети становятся «неуправляемыми». То есть – таково мнение родителей или свидетелей ситуации.

На самом деле адекватный человек вполне себе управляем, но для этого надо внимательно интересоваться им – чтобы знать тревоги, чаяния, мечты, планы, оценочные суждения и в целом – эмоциональное состояние своего ребенка.

Только тогда – зная своего ребенка и с обязательным условием вашего авторитета для детей – ими можно «управлять», воздействовать, воспитывать. А очень многим родителям буквально «некогда».

И школа или образовательной учреждение не пансионного типа заменить домашнее воспитание не может.

Когда родителям «некогда» давать ребенку в руки электронный гаджет с доступным и неограниченным интернетом с целеполаганием «на – отстань» - весьма глупый и дурной тон, приводящий к педагогической запущенности детей.

Отсюда краткие промежуточные выводы. Ограничивайте бесконтрольный интернет-контент для своих младших детей – как пример поведения, почитаемого за «норму». Или ничему не удивляйтесь.

Валерия Кистерная Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса