Психолог Андрей Кашкаров рассказал, как режим дня влияет на ребенка

15.08.2023 17:28

Организм любого человека лучше функционирует, когда базовые и иные потребности удовлетворяются в соответствии с созданной ежедневной привычкой – в активности, отдыхе, питании.

Это и есть режим – расписание действий для организма, с помощью регулярного повторения вошедшее в стабильную привычку. Но и привычки можно менять.

Эффективность влияния режима на психику зависит от восприятия конкретного человека, поэтому один режим не подходит для всех, а есть индивидуальные особенности и потребности.

Дети в данном случае не исключение. Дополнительно и положительно установленное расписание стабилизирует их эмоциональный фон, исключая и уменьшая неопределенность.

Именно неопределенность, неизвестность будущего момента и времени для ребенка является основной причиной страхов, следовательно, ухудшение качества восприятия, социализации и жизни в целом, - считает психолог Андрей Кашкаров.

ребенок
Фото: Pixabay

Поэтому главное, в чем помогает стабильное расписание деятельности детей – это ощущение предсказуемости ближайшего времени и завтрашнего дня. Сверяясь с таким расписанием, дети имеют возможность настроиться и подготовиться к предстоящим событиям.

С хорошим психическим фоном у детей на хорошем уровне иммунитет против болезней, состав крови приближен к нормальным значениям, следовательно, организм развивается максимально хорошо.

В части формирования графика и режима деятельности также поможет следующее. Можно спорить о значимости астрологии для людей или предрасположенности организма к изменению состояния в зависимости от фаз Луны, этот вопрос не изучен вполне и есть разные версии, в том числе в пользу учета такой зависимости.

Однако, есть более действенный и доступный почти каждому способ проверить собственные биоритмы, а это тоже система, аналитика по которой дает хорошие выводы об индивидуальной настройке конкретного живого организма.

Простой способ таков. Постройке график и фиксируйте ежедневные значения по своему ощущению в течение 5-6 (и более) месяцев: по ОХ – время по дням, по ОY – от «минус 10» до «плюс 10» оценка вашего состояния.

Понятно, что это крайне субъективные анализ, но он лучше, чем ничего. На графике ведите по точкам линии «здоровья» (физическое состояние), «настроения» (комфорта), «психического» (эмоционального фона, настроения)», «силы» (энергии) – список можно корректировать и дополнять.

Еще лучше, если график будет структурирован не только по суткам, но и по часам.

По такому графику после длительного периода наблюдений можно провести анализ закономерностей для конкретного человека (ребенка) и на основании аналитики создавать индивидуально-ориентированный режим дня тренировок, занятости, питания и отдыха.

Проблема тут в том, что детям затруднительно следовать такой обязательной фиксации, а вы, как родители, не можете вполне объективно чувствовать состояние за своего ребенка. Но сама идея достойна внимания.

В части питания, труда и отдыха - первом случае организм, привыкнув к приему пищи «по часам» лучше настраивается энергетически, улучшается метаболизм, настроение – из стабильного распределения труда и отдыха.

Здоровый сон в соответствии с режимом дня также полезен ребенку, как и взрослому. Причем не исключение и сон послеобеденный. Ребенок растет, казалось бы, незаметно, однако рост можно зафиксировать всегда, даже во сне.

Трудовая активность, физическая зарядка и регулярные тренировки в одно и то же время также способствуют лучшему качеству жизни, ощущению и настроению, чем внезапные или разовые проявления активности.

Соответственно, режим дня может быть разным. Главное – его стабильность.

На практике есть много рекомендаций – как организовывать режим дня «правильно», но они не всегда выполнимы по обстоятельствам, к примеру, занятия в спортивных группах к каждому отдельному ребенку не подстроишь.

И понятно, что приходится применять экспромт. В этом случае поможет от планирования и режима дня тоже отказываться не следует, а разделить прерогативы.

Установить обязательное и стабильное расписание: к примеру, утренняя зарядка в 7 утра, завтрак в 7.30, вечерняя прогулка или пробежка продолжительностью полчаса в 20.30.

А время (кроме стабильных занятий) может быть свободным и реализовываться под новые или другие задачи, события, мероприятия.

Валерия Кистерная Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса