Психолог Ольга Саламахина рассказала, как помочь ребёнку справиться с эмоциями: техники

09.04.2023 20:53
Обновлено: 15.04.2023 04:25

Управление своими эмоциями — это навык, которому стоит научиться всем.

Психолог Ольга Саламахина рассказала, как помочь ребёнку справиться с эмоциями: техники.

Ребенок с самого раннего возраста испытывает огромный спектр эмоций: радость, восторг, грусть, злость, досада, испуг, страх и много других эмоций.

Умеет ли он управлять эмоциями? Конечно, нет, так как он не понимает, что он испытывает и почему.

Эмоциональный интеллект – это способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач и достижения результатов.

девочка
Фото: Pixabay

Развивая эмоциональный интеллект у ребёнка, родители помогают ему осознавать свои эмоции , понимать причины и справляться и регулировать их.

Для гармоничного развития эмоционального интеллекта с ребенком важно пройти 4 шага:

  1. Учиться распознавать эмоции.
  2. Учиться использовать эмоции в решении задач.
  3. Развивать понимание причин и последствий возникновения эмоций.
  4. Учиться регулировать эмоциональные состояния.

Первый шаг. Учимся распознавать свои эмоции.

1. Говорим о эмоциях ребёнка и спрашиваем: « Что ты чувствуешь?». В этом случае отличный помощник — это детские книги на различные эмоции.

Можно почитать книги про злость, страх, обиду, грусть. Например, книга Екатерины Кес «Азбука чувств и эмоций»: это 17 историй с разными чувствами и эмоциями. После прочтения книги с ребенком можно обсудить историю и уточнить, испытывал ли он подобные эмоции и когда.

Регулярное общение с ребенком поможет ему говорить о своих эмоциях.

2. Говорим о своих эмоциях. Тем самым родители показывают пример понимания своих чувств, развитие своего эмоционального интеллекта. Ребенок через ваш опыт будет учиться обращаться со своими эмоциями.

3. Контейнирование и отражение эмоции. Данный инструмент является ключевым для понимания и управлениями своими эмоциями. Когда ребенок, например, злиться, можно сказать: Я вижу, ты злишься.

Эмоция злости проявляется именно так. Тебе хочется бросить игрушку, у тебя сжимаются кулаки, зубы, и ты хочешь громко кричать». Таким образом ребенок начинает соединять эмоцию с телесным проявлением.

4. Совместный просмотр фильмов и мультфильмов, где вы сможете обсудить эмоции героев и возможные причины.

Второй шаг. Учиться использовать эмоции в решении задач

У каждой эмоции есть своя задача, и если родители донесут это до ребёнка, то научат использовать эмоцию для решения сложных задач и трудностей.

Злость помогает добиться желаемого, отстоять точку зрения и защитить свои границы. Например, когда ребёнок злиться в ответ на нарушение границ (забрали игрушки, отобрали телефон, зашли в комнату без спроса), научите его говорить об этом и находить компромисс.

Обида помогает договариваться и обсуждать все то, что не устраивает. Если ребёнок обижен, то можно сказать об этом и попросить так больше не делать или действовать иначе, учитывая интересы двух и более сторон.

Страх помогает держаться от опасности, и если ребёнку страшно, значит, страх его защищает от чего-то.

Радость помогает творить и фантазировать.

Понимание ресурса каждой эмоции поможет ребёнку не только решать задачи, но и принимать все эмоции, не разделяя их на плохие и хорошие.

Третий шаг. Учить понимать причины появления эмоций, развивать осознанность.

Если к отражению эмоций добавить проговаривание причины, то ребёнок научиться осознавать причины своих эмоций, так как маленькие дети изначально не понимают причин своих собственных эмоций и не всегда готовы ответить на вопрос: Что ты чувствуешь?

Вы можете предположить: «Ты злишься, наверное, потому что мама запретила тебе смотреть мультфильмы?» И если вы попали в точку, то ребёнок расслабиться и ответит на ваше предположение утвердительно.

Когда родители помогают понимать причинно-следственную связь эмоций ребёнка, это снимает напряжение с тела, улучшает связь между родителями и ребенком, формирует доверие и учит управлять эмоциями.

Четвертый шаг. Учиться управлять своими эмоциями.

Первые 3 шага является основой для регулирования своих эмоций, и если выполнять все рекомендации, то вы уже сможете помочь ребёнку.

Но есть еще игровые и рисуночные техники:

1. Техника рисуем злость. Вы можете предложить ребёнку нарисовать свою злость в виде урагана.

2. Техника «Победи врага». Вы можете предложить ребёнку взять 2 мягкие игрушки и представить, что одна из них врач, а другой воин, и начинается сражение. Не стоит пугаться, что ребёнок будет использовать драку для проживания злости, он не перенесет это в реальную жизнь. После драки можно подумать, как разногласия можно решить иным путем.

3. Техника «Я рисую свой страх». Вы можете предложить ребёнку нарисовать свой страх в виде животного , а потом сделать его нелепым или смешным.

4. Техника «Петухи». В игровой форме можно сделать круг и выталкивать друг друга за этот круг. У ребёнка уходит напряжение с тела, так как он в борьбе прощается со злостью.

5. Техника «Туча». Предложить нарисовать ребёнку тучу, которой грустно. Пусть он рисует дождь, гром и молнию. Эта техника помогает справляться с грустным настроением.

Работа с эмоциями с раннего возраста являются основой для успешной счастливой и  здоровой жизни ребёнка!

Валерия Кистерная Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. Для гармоничного развития эмоционального интеллекта с ребенком важно пройти 4 шага:
  2. Первый шаг. Учимся распознавать свои эмоции.
  3. Второй шаг. Учиться использовать эмоции в решении задач
  4. Третий шаг. Учить понимать причины появления эмоций, развивать осознанность.
  5. Четвертый шаг. Учиться управлять своими эмоциями.
  6. Но есть еще игровые и рисуночные техники: