Конфликтолог Глеб Труфанов рассказал о влиянии компьютерных игр на человека

12.05.2023 11:02

Эксперт раскрывает данный вопрос в контексте влияния игровой зависимости на проявление агрессии в реальном мире - конфликт как отображение внутреннего уязвимого состояния человека. 

Способны ли компьютерные игры оказывать воздействие на подсознание лиц, побуждая их к совершению преступления (вооруженному нападению на граждан)?

Конфликтолог Глеб Труфанов  считает, что на данный вопрос можно ответить двояко: ДА влияют и одновременно НЕТ не влияют.

Сначала следует разобраться, что есть игра и насилие в ней. Да, с одной стороны, игры с большим насилием людей над людьми, такие как шутеры (Wolfenstein/CallofDuty), игры про боевые действия прошлого имеют четкую тенденцию присутствия насилия в своем контенте.

Могут ли они влиять на формирование в индивиде тенденции к спесиецизму (насилию существ друг над другом в рамках своего вида) - ДА. Каким образом?

компьютер
Фото: Pixabay

В современной позитивно-функциональной конфликтологической традиции принято разделять конфликты на два вида: реалистический (конфликт как столкновение взаимоисключающих интересов направлен как инструмент достижения своих конкретных и объективных целей в противоборстве с оппонентом) и нереалистический (конфликт является лишь противоборством ради противоборства без конкретной объективной цели, а лишь с желанием выпуска негативных эмоций и агрессии на случайный объект, случайный человек, например).

Надо отметить, что зачастую к нереалистическому проявлению склонны люди, которые переживают длительные депрессии, имеют лабильную психику, быстро приходят к раздражению и т. д.

Также на формирование и усугубление таких особенностей людей имеют огромное значение кризисные явления во внешней среде по отношению к личности.

Кризисы, неурядицы на работе, отчужденность в личной жизни способствуют акселерации таких моментов, провоцируют скрытость, недоверчивость, ненависть, накопление латентной агрессии.  

Негативные эмоции накапливаются долгое время, так как такие люди, не всегда психически больные, понимают, что общество имеет огромное количество ограничений, которые наложены на выплески эмоций и их материализацию в насильственных действиях.

Самое плохое в данном случае - отчуждение от мира, полный уход в виртуальную реальность может обернуться трагедией.

Уход от реальности, погружение в мир насилия, построение искаженных представлений о мире в соответствии с игровыми реалиями, иное восприятие ценности человеческой жизни - все это выливается в патологию.  Но к моменту их выхода индивид достигает максимальной точки кипения и уже не в силах себя контролировать, все может закончиться плачевно. 

Если на данные личностные особенности накладываются игры с большим насилием, то можно сказать, что они являются «плодородной почвой» для раскрытия насильственных потенциалов в личности.

Если таких тенденций нет или человек имеет устойчивые жизненные позиции и, в основном, успешен в жизни и достигает своих целей, то игры ничем не могут навредить.

Сергей Туманов Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса