Психолог Ольга Саламахина рассказала, как и для чего родителям становиться идеальными

22.04.2023 19:56

Если вы здесь, значит вы стремитесь стать идеальным родителем.

Психолог Ольга Саламахина рассказала, как и для чего родителям становиться идеальными.

Но возможно ли стать идеальным сотрудником, личностью, специалистом, родителем? И для чего родителям становиться идеальными?

Быть идеальным родителем это значит обрести себя на провал и постоянное чувство вины. Во-первых , не понятно : кто такой идеальный родитель и какие критерии у идеальности.

Во-вторых, каждый родитель в понятие « идеальный» будет вкладывать свое. В -третьих, желание быть идеальным формируется из собственного опыта, из своей семьи.

семья
Фото: Pixabay

Желание стать идеальным формируется в детстве, когда родители предъявляют завышенные требования к ребёнку во всех сферах. Ребёнок чувствует, что если я не буду соответствовать ожиданиям своих родителей меня не примут, отвергнут и перестанут любить.

Так и формируется стремление быть идеальным учеником, потом студентом, потом сотрудником, а потом это переносится в родительство.

На самом деле это побег от себя неидеальных. Так страшно ошибаться и быть плохими родителями.

Дональд Вудс Винникотт - английский педиатр и психоаналитик, оказавший особое влияние на теорию объектных отношений и психологию развития вывел понятие « достаточно хорошая мама»

Предлагаю рассмотреть это понятие немного шире-достаточно хорошие родители. Это родители , которые приспосабливаются к потребностям ребёнка , которое уменьшается по мере роста ребёнка и его способности фрустрировать самостоятельно.

Винникот противопоставлял понятие « достаточно хорошая мама» плохой маме и идеальной маме, так как стремление быть идеальной как правило травмирует ребёнка.

Основные критерии « достаточно хороших родителей»

1. Мама физически рядом и удовлетворяет потребности ребёнка. Данный пункт очень важен для детей до 3-х. Чем ребёнок становится старше, тем дальше мама может отдаться , не нарушая сепарацию.

2. Родители умеют справляться со своей тревогой и успокаивать ребёнка. Когда родители очень тревожные, то ребёнок не видит в них опору, защиту, с такими родителями не безопасно.

Поэтому в первую очередь родителям важно работать со своей тревожностью и плюс формировать навык успокоения ребёнка. Часто родители вместо отражения чувств, начинают обесценивать, заниматься нравоучением .

Например, ребёнок приходит из школы и говорит : « У меня ничего не получается, мне сложно , я так боюсь», и вот родитель говорит: « Да ладно тебе, ну что ты ерунду говоришь, все получится у тебя».

Да вроде бы это поддержка, но ребёнок остается со своими чувствами один на один , без успокоения.

А можно ответить так: « Я вижу ты расстроен, ты переживаешь , боишься. Я рядом , я с тобой. Давай подумаем как с этим быть, что тебе необходимо для большей уверенности в своих силах?!»

3. Ошибаются. Да, действительно стоит признать, что родители ошибаются и имеют на это право. Главное находить в каждой ошибке опыт . И дети берут пример с родителей, разрешают ошибаться без критики и осуждения в свой адрес , каждый раз находят в этом урок и опыт.

4. Понимают свои чувства. Когда родители понимают свои чувства, они могут этому научить своих детей, развивать эмоциональный интеллект ребёнка( здесь можно ссылаться на мою статью про чувства)

5. Умеют мечтать! Родители , которые знают свои желания, понимают свои цели, всегда идут к ним. Тем самым показывая возможности своему ребёнку!

А вы соответствуете критериям достаточно хороших родителей?

Валерия Кистерная Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса