Личностно воспринимаемый кризис – кризису рознь, но в целом состояние ярко чувствуется на манер «сил моих никаких нет так жить», при этом чувствуется и страх реального осознания проблемы и, как следствие, желание его проработать, разрешить.
Поэтому в основе кризиса не столько внешние проявления или, может быть «козни» по-своему мотивированных людей или групп, состояние, когда во всех значимых для человека сферах «все дурно и беспросветно», но главное внутреннее ощущение – страха и нежелание признать проблему, - полагает психолог Андрей Кашкаров.
Причем главный детерминирующий фактор – все-таки страх. От него и нежелание, страшно. Редкие люди в такой ситуации еще пытаются что-то изменить, себя обессиленного и сломавшегося починить, привести в условную норму, способную хоть к какой-то полезной функции.

Отличительные особенности понимания личного кризиса
Кризис ощущаемый и давящий трудно пережить без последствий.
Неприятность в том, что он почти не решается инициативным усилением заботы о себе любимом и повышением, допустим, обосновано собственного значения.
Такие попытки нередко отнимает остатки сил, а в сознании не пропадает лейтмотив: «всё плохо».
Обман сознания, бегство от проблем в еще более дурные привычки и прочие обходные пути на манер «отсижусь» - не помогают.
Один профессиональный и потому уже хитроумный психоаналитик по поводу пассивной аналогии со сказанным заметил: «когда извергался вулкан Везувий в Помпеях все кто побежали прятаться в подвалы и отсидеться были засыпаны мелким пеплом и идеально сохранились только для археологов».
Тот самый случай, когда для пользы дела нужен, во-первых, помощник (помогающие практики со стороны другого авторитетного для вас лица), причем хорошие результаты дает групповая психотерапия, а во-вторых, и эти условия связаны, найти такого помощника можно не в близком круге, которые все о вас знают и отчасти неискренни в намерениях, а лишь вдали, как наемного батрака или приказчика с высшим психологическим образованием.
Сложности преодоления личностного кризиса
Не пройденный кризис условно напоминает, которая видна всем. Типично-выраженных форм личностного кризиса много – слабость, апатия, разные формы депрессии, бесцельное существование и профессиональное выгорание. А главное и самое опасное – замаскированный страх, ведущий к «выученной беспомощности» как привычке и катастрофической дезорганизацией личности.
Даже если поднапрячься и загрузить себя работой по полной, можно в краткосрочной перспективе ощутить и рост доходов, и рост незаменимости (на работе).
Однако, сам по себе сей рост не дает ничего. Одного лишь осознания что вы «все можете» - и «швец, и жнец, и на дуде игрец» - маловато. Важно приобретенными трудом активами грамотно распорядиться.
Но человеку важно знать, что любой кризис – и личностный тоже – повторный момент, а не тупик и не «пробитое дно».
На эту тему отлично высказался поэт лауреат Нобелевской премии И.А. Бродский, кроме прочего, он автор книги «Похвала скуке»: «Вообще, с неприятностями правило таково: чем скорее вы коснетесь дна, тем быстрее выплывете на поверхность».
Положительные последствия кризиса
После прохождения пика кризиса непременно наступает рост положительного стремления к жизни, активности и желания. Причем понесенные во время условной кризисной «впадины» потери – как эмоциональные, так и материальных активов – быстро восстанавливаются.
Один из лучших, и не новых, зато многократно апробированных способов – путешествия, смена обстановки, новые места и, как водится, знакомства – это действенный способ и положительно от ощущения кризиса отвлекает.
Практически успех сопутствует тому, кто сможет пройти сквозь временные сложности.












