Дверь садика для кого-то она открывает мир игр и друзей, а для кого-то становится настоящим барьером, за которым начинаются слёзы и отчаянное "Не хочу!".
Когда ребёнок каждый день упирается и плачет перед садиком, родители изматываются и мучаются вопросом: это серьёзный страх, с которым нужно разбираться, или просто каприз и нежелание подчиняться?
Разграничить эти две вещи – первый шаг к решению проблемы.

Каприз и страх могут внешне выглядеть похоже: плач, крик, цепляние за маму. Но причины и глубина переживаний – разные. Каприз чаще ситуативен и избирателен.
Ребёнок может ныть "Не хочу в садик!", но, оказавшись там, быстро включается в игру и забывает о своём "не хочу".
Он может капризничать, если не выспался, если дома осталась интересная игрушка, если в садике предстоит нелюбимое занятие или просто потому, что хочется побыть с мамой.
Отказ идти в садик в этом случае – способ добиться своего здесь и сейчас, попытка манипуляции. Поведение меняется в зависимости от обстоятельств: сегодня плачет, завтра, если пообещали что-то приятное, идёт спокойно.
Страх – это глубокая эмоциональная реакция, настоящий стресс для малыша.
Он постоянен и устойчив. Ребёнок не просто плачет утром – он может плохо спать ночью, отказываться от еды, стать замкнутым или, наоборот, чрезмерно возбудимым, у него могут появиться навязчивые движения или даже энурез.
Его тревога не проходит, даже когда он оказывается в группе. Он не играет, сидит в уголке, не отпускает воспитателя, может плакать тихо и постоянно, бояться других детей или громких звуков.
Его "Не хочу!" – это крик души, сигнал о реальном дискомфорте или даже травме.
Причинами такого страха могут быть трудности адаптации (слишком резкое расставание с мамой), конфликты с другими детьми (его обижают, отнимают игрушки), негативный опыт (резкие окрики воспитателя, наказания, ощущение беспомощности), или просто несовместимость темперамента ребёнка с шумной, насыщенной атмосферой садика.
Как понять? Наблюдайте за *интенсивностью* и *постоянством* реакции, за *физическим состоянием* ребёнка (аппетит, сон, недержание) и за его *поведением внутри садика* (рассказы воспитателя бесценны).
Капризный ребёнок чаще успокаивается после ухода родителя. Испуганный – остаётся в напряжении надолго.
Что делать? При капризах важны спокойная уверенность, чёткий ритуал прощания, позитивный настрой и последовательность: "Сейчас идём в садик, вечером я тебя заберу, и мы...". Не поддавайтесь на манипуляции, но и не ругайте.
При настоящем страхе – действуйте мягче.
Поговорите с ребёнком, попробуйте выяснить, что именно его пугает. Уменьшите время пребывания в садике, если возможно. Создавайте положительные ассоциации (игра по дороге, маленький секретик в кармане).
Обязательно поговорите с воспитателем о ваших наблюдениях, попросите его быть особенно внимательным. В сложных случаях не бойтесь обратиться за консультацией к специалисту.
Главное – не игнорируйте слёзы. За ними всегда стоит причина: либо потребность в мягком, но твёрдом руководстве (каприз), либо сигнал о настоящей проблеме, требующей вашего понимания и поддержки (страх).
Ваша чуткость и терпение помогут малышу перешагнуть через порог садика с меньшей тревогой.












