Среди многих вариантов и возможностей досуговых занятий с детьми 4-8 лет есть апробированные способы развивать память, сообразительность и интеллектуальные способности с помощью придумывания смыслов новым словам.
О важности отношения
Нередко родители воспринимают своих детей как объект чаяний, надежд, устремлений. И тем лишают их субъектности, права личности на самоопределение и разностороннее развитие.
Среди детей много смышленых и перспективных, а идеи могут быть чрезвычайно полезны — надо только уметь их разглядеть и «распаковать», иногда дополнить и усовершенствовать.

В этом заинтересованы все стороны креативного творческого процесса – взрослые и дети, и поскольку дополняют друг друга, такие связки являются качественными скрепами для долговременных отношений, элементом, укрепляющим авторитет взрослого перед ребенком и сохраняющим (продлевающим) воспитательное влияние при взрослении детей.
Привлекательность необычных слов и сочетаний
Заслуживает внимания апробированный подход и результаты научных исследований. Люди безотносительно гендера и возраста воспринимают нереальные, придуманные слова, или производные от известных слов и выражений - лучше признанных в лексиконе с устойчивыми значениями, смыслами.
Так появляются и распространяются повторением и перепостами мемы и становятся популярными «новые фразы» в обиходе.
Есть взрослые люди, на полном серьезе в движении считывающие номера встречных автомобилей, и пытающихся связать комбинации слов и цифр со смыслом в аналогии, привязке к конкретному автомобилю и даже внешности его владельца. Причем привычка (без отягчающих признаков) не является психическим нарушением.
Замечено, что слово «титикака» привлекает больше внимания, чем словосочетание «пресноводное озеро» (Титикака), соотносящееся с регионом Перу и Боливии и имеющее площадь 8 372 кв. км.
Цепляющие слова привлекают внимание не только в разговорной речи, литературе (к примеру, у Ф.М. Достоевского – «облизьяна»), но также в искусствах – названиях статуй, картин, киносценариев и в фильмах.
Лучше запоминается то, что меньше повторяется. Это один из дополнительных способов формирования у человека большого словарного запаса, что логично приводит и к улучшению культуры речи.
Когда выдающийся актер Алексей Смирнов (в фильме «Операция «Ы» реж. Л. Гайдая) произнес две независимые реплики «срамота» и «заверните» - это распространилось быстро; только за 1 год кинокартину посмотрел каждый третий житель СССР.
Новые слова, придуманные детьми, можно использовать в качестве «кода для посвященных» в своей семье. Как дополнительный язык общения со смыслом фраз, скрытым от окружающих. А также как стоп-факторы. К примеру, договориться с ребенком, что слово «выхухоль» обозначает «недопустимость» определенных действий или требование их прекратить, но в удобной и смешной форме. Без избыточной воспитательной дидактики и менторского тона.
Научное обоснование
В коррекционной психологии исследователи группы профессора Криса Уэстбери предлагали детям с нарушениями речи озвучивать выдуманные и настоящие, соответствующие лексикону, слова. Нужно объяснить «почему» и научиться определять, какие слова окажутся самыми забавными.
Ученые сгенерировали несколько тысяч несуществующих слов и дали оценить здоровым испытуемым по шкале смеха от 1 (совсем не смешно) до 7 (очень смешно). Наивысшие баллы набрали слова, отдаленно напоминающие пошлости и ругательства. Самыми смешными признаны слова с наименьшей информационной составляющей (энтропией), то есть бессмыслица.
Затем исследователи игнорировали двусмысленные комбинации букв и словосочетаний и оставили только «приличные», к примеру, «юзматуз», «бза» или «барбик». А дети придумывали разумное объяснение на каждый новый фразеологизм с перспективой мема, рассматривая слова по-разному, в том числе читая наоборот на манер «абырвалг». В свое время так появились известные теперь всему миру «фиксики», «бирюльки», «камбины» и многие другие слова.
Выводы
Исследователи предложили оригинальные выводы. Занятия с детьми на придумывание и фиксацию (следует записывать) необычных слов и названий весьма полезно для развития интеллекта. Такой способ также расширяет качество досуга, отвлекает от физической боли или психических переживаний.
Активно работающий мозг, особенно у ребенка, как личности особенно восприимчивой к новому и удивительному, пытается решить загадку необычного созвучия или набора символов, мало напоминающих привычные слова. И не придумав логичного объяснения и аналогий с реальностью, такие слова становятся причиной улыбки и смеха, как единственного оправдания внимания и интереса. Подтвердилась гипотеза - чем меньше смысла, тем смешнее. И почти все смешное – это неожиданное.
Несистематизированную коммуникацию взрослых и детей можно превратить в конкурентное преимущество, а имеющиеся инструменты ориентировать на пользу. Таковы некоторые решения, основанные на реальных кейсах и перспективных коммуникационных технологиях.












