Психолог Андрей Кашкаров рассказал, как подготовиться и донести мысль

29.07.2023 19:22

Надо полагать, что люди вокруг озабочены, прежде всего, собой и своими интересами. Своими мыслями.

Если случаются ситуативные исключения – тогда надо радоваться, но типично, к сожалению более верно первое предположение.

Отсюда открывается еще один важный вопрос – а надо ли «доносить» мысль?

Исходя из сказанного, прежде чем донести свою мысль, необходима «разведка поляны», рекогносцировка хотя бы простейшим, элементарным способом – поинтересуйтесь о людях, которым хотите донести мысль – кто они, их мировоззрение, ролевые ожидания, уровень образования и специализация, отношение к работе, каналы поступления средств и целеполагание, вплоть до состояния семьи и бюджета, ибо и оные факторы свидетельствуют о том, что человек хочет услышать и какие мысли, возможно, будут ему близки.

Вы же не собираетесь продвигать свою мысль о строительстве оросительного канала, скажем, в финском краю озер провинции Южная Карелия, который и без того пронизан акваториями Саймы.

девушка
Фото: Pixabay

Поэтому мысль должна быть понятна, и понята там, где ее способны понять, - считает психолог Андрей Кашкаров. Ну, нет смысла разглагольствовать о высокой науке в деревне под Вологдой, где интеллектуальных деятелей считают не более, чем «перекладывающими бумажки».

Итак – сначала рекогносцировка общества – цели, состав, уровень образования, состояние, тематика встреч.

Затем собственная профессиональная подготовка, включающая навыки ораторского искусства, совершенствование литературного стиля (при публикации мысли – а для этого постоянное изучение мирового литературного наследия, пополнение словарного запаса, в том числе философской мысли, аккумулированной в поколениях).

Достигается тренировкой. Мало кто знает о фактах подготовки к публичным выступления Стивена Пола Джобса. Он, бывало, репетировал перед выступлением до 80 раз. Хуже не будет – так прирастает уверенность.

Для подготовки необходимы условия. Музыканты, художники, актеры, артисты, как правило имеют не только место, где спят и едят, но и студии – для творчества; там можно творить и репетировать, не опасаясь, что «сверху постучат по батарее» от звуков музыки или декламации.

Мыслитель и философ должны осознанно выбирать место жительства – ежели хотят хоть какого-то смысла или успеха. Для формирования самой мысли, аналитики опыта, в том числе чужого, нужна сосредоточенность, обособленность и… независимость.

Немыслимо репетировать и опасаться, что вас услышат или засмеются, что вполне себе вероятно, но не означает того, что вы на неверном пути.

Именно поэтому выступающих или хоть что-то своим интеллектуальным трудом создающих всегда единицы, а слушающих, потребляющих информацию и критикующих – толпы.

Когда вы публично развиваете свою мысль, старайтесь делать это с максимальной опорой на факты и подтверждающие источники и с учетом интереса конкретной аудитории.

Уместно привести пример из недавней полученной рецензии на лекцию о творчестве Ярослава Гашека: выражение «Ярослав в молодости создал себе репутацию сатира»: для определенной, невысокого уровня аудитории, слабо знакомой с литературоведческой рецепцией, необходимо уточнение - в каком смысле?

Античного сатира – и значит, перед нами метафора, смысл которой не вполне ясен? Или автор путает «сатира» с «сатириком»? Такие коллизии нередки.

Поэтому будьте точны, и (или) сопровождайте мысль уточняющим изречением. А также будьте готовы защитить свою позицию (мысль) с опорой на непререкаемые источники (не «Википедию») и назвать их, желательно с оригинальными цитатами других мыслителей.

При возникновении сложностей пользуйтесь пособиями о корректной защите авторской позиции, уточняйте детали, задавайте встречные вопросы, используйте сарказм и юмор. Не переходите на личности.

Ведь ваше дело донести мысль, а не ввязываться в споры. Понимайте правила корректной научной и общественной дискуссии.

Для споров существуют кулуары и последующие общение. Чтобы все это ясно представлять – не забывайте о критическом мышлении по отношению к себе, о роли публичного лица перед аудиторией («признался груздем- полезай в кузов» и терпи), о том, что общество разнообразно и разно мотивировано. Никогда ничего не бойтесь.

В крайнем случае вы «донесете свою» мысль и уберетесь подальше, тут же забыв обо всем неприятном. Но и пытаться донести вашу мысль, особенно если полагаете момент важным – необходимо; именно в этом предназначение образованного культурного человека – как говорится «кто на что учился».

Приведу в тему еще один пример. Однажды выступал перед селянами со своей мыслью великий Ростропович, а Ян Френкель, тоже известный человек, композитор – ему аккомпанировал.

Но очень скоро с первых рядов клуба поднялся пьяный рабочий, зашедший на огонек культурного мероприятия, и громко сказал «слышь, не гунди, товарищ, дай баян послушать».

Довольно и таких. Так что делитесь мыслями аккуратно, и не со всеми.

К примеру, гораздо лучше 90% мыслей оставлять при себе: во-первых, не суть, что они интересны и есть запрос на оных публичное доведение, а во-вторых – с какой это стати мудростью со всеми делиться?

Валерия Кистерная Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса